Структура центра

Школа подготовки к родам

Школа

Школа подготовки к родам – это курс лекций, цель которых рассказать будущим родителям в деталях об особенностях беременности и родов как в физиологическом, так и в психологическом плане. Как правило, это лекции об изменениях, происходящих в женском организме в период беременности, о внутриутробном развитии ребенка, о важнейших этапах протекания родов и навыках обращения с мла­денцем с использованием в качестве наглядного примера медицинских схем и муляжей. В процессе занятий предусматриваются вопросы слушателей и ответы преподавателей, а также отработка практических навыков, например, кормления или пеленания ребенка, т.е. тренинги. Осуществляется экскурсия в роддом, где можно познакомиться с персоналом, зайти в палаты «мать и дитя», побеседовать с женщинами, а так же посетить родильные залы.
Кроме лекций, на таких курсах может предлагаться просмотр и обсуждение видеофильмов о родах или процессе грудного вскармли­вания, таким образом будущие родители узнают о различных сце­нариях развития событий во время родов из большого количества конкретных примеров.
Конечная цель таких занятий — сформировать у беременной женщины (семейной пары) правильное представление о беременнос­ти и родах, не искаженное бытовыми стереотипами и страхами.
Продолжительность курса подготовки к родам 5 занятий. Длительность одного занятия — 1,5 часа.

Система подготовки к родам представляет собой цикл лекций в разные периоды беременности.

  1. Малая школа. Посещают женщины до 20 недель беременности. Суть занятий помогают сформировать положительные установки на беременность. Тематика занятий: внутриутробное развитие и воспитание плода, правильное питание беременной, гигиена и психопрофилактика стрессовых состояний.
  1. Школа подготовки к родам. Посещают женщины после 30 недель беременности. Суть занятий раскрывают вопросы подготовки к родам и материнству.
На первом занятии, которое проводит психолог раскрывается суть психологической подготовки к родам, особенности каждого триместра, с какими трудностями можно столкнуться в каждом периоде и как их преодолеть, а так же дыхательные техники и техники релаксации механизмами возникновения различных типов боли. Уделяется внимание приемам психологического отвлечения, массажа, расслабления. Беременность и роды глазами ребенка.
Память о рождении и жизни в утробе матери Установление контакта с ребенком до рождения. Ощущения и переживания, с которыми сталкивается ребенок в разные периоды родов.

Второе занятие беременных знакомят с анатомией женской репродуктивной системы, физиологией родов. А так же это занятие посвящено первому периоду родов. Будущим мамам объясняют физиологию схваток, как во время них нужно себя вести. Беременные учатся правильно дышать для наилучшего

снабжения матки и плода кислородом и для предупреждения боли.

Третье занятие отводится для ознакомления со вторым и третьим периодами родов. Особенности течения послеродового периода
Беременная узнает о наиболее эффективных при потугах позах, специальном выталкивающем дыхании, облегчающем изгнание плода и уменьшающем болевые ощущения.
Первые два часа после родов. Ощущения женщины, медицинское наблюдение за ее состоянием. Возможные проблемы в этот период: трудности с мочеиспусканием и стулом. Как себе помочь? В каких случаях нужно обратиться к врачу.
Профилактика послеродовых осложнений. Особенности питания. Комплекс упражнений для восстановления после родов.
Сексуальные отношения после родов. Контрацепция.

Четвертое занятие освещает физиологию и психологию грудного вскармливания
Преимущества грудного вскармливания для мамы и малыша. Становление лактации. Молозивный период – его значение для нормального функционирования пищеварительной системы ребенка. Почему не нужен докорм до прихода молока? Режим питания и приема жидкости матери в первые дни после родов.
Основные правила успешного грудного вскармливания. Позы для кормления. Факторы, влияющие на усиление и уменьшение лактации. Сцеживание – когда может быть нужно и как правильно это сделать. Проблемы грудного вскармливания: трещины, лактостаз, мастит, нехватка молока.

Пятое занятие Уход за малышом
Физиология, особенности состояния новорожденного. Адаптация ребенка к изменившимся условиям жизни. Уход за малышом. Режим дня – подстраиваемся и учимся понимать ребенка. Как помочь малышу перестроиться, если он путает день и ночь. Прогулки: продолжительность, когда можно начинать. Опрелости, молочница, колики – практические рекомендации. Памперсы: плюсы и минусы. Способы, с помощью которых можно успокоить плачущего ребенка.
Приданое для малыша. Детская косметика. Выбираем кроватку и коляску, клеенки и пеленки, чепчики и ползунки. Что и сколько необходимо? приспособления для купания и так далее - разумный выбор. Слинги и кенгуру для ношения ребенка – предпочтения опытных родителей.
Школа «Партнерские роды»
Партнером женщины во время родов может быть не только муж, но и мать, сестра, другие родственницы, подруга.

Чем реально может помочь партнер на родах?

Первый период родов длится от начала первых схваток до полного раскрытия шейки матки. Самым трудным в первой фазе являются болезненные ощущения в области живота и крестца, связанные со схватками.

Что может сделать партнер?

  • Измерять частоту схваток. Время между схватками измеряется от начала одной схватки до начала следующей. Это очень важная для врачей информация, так как частота схваток свидетельствует о степени раскрытия шейки матки.
  • Поддерживать спокойствие женщины и не дать ей растеряться, так как в этой ранней фазе родов очень важна уверенность роженицы. Чтобы этого достичь, партнер должен быть спокойным. Помочь женщине расслабиться между схватками в процессе родов.
  • Выполнять вместе с роженицей физические упражнения, способствующие более быстрому и гармоничному протеканию процесса родов
  • Правильно дышать вместе с роженицей во время схваток, если ей это помогает.
  • Массировать живот или область низа живота, крестца роженицы (эти техники желательно изучить при подготовке к родам).
  • Сопровождать будущую маму при поездке в роддом.
Во втором периоде родов схватки становятся более продолжительными, сильными и частыми. Второй период длится от полного раскрытия шейки матки до рождения ребенка. Во время этой стадии к схваткам присоединяются потуги — произвольные сокращения мышц передней брюшной стенки. Благодаря потугам голова ребенка идет вниз через малый таз.
Что может сделать партнер?

  • Руководить дыханием, применяя приёмы, изученные раньше.
  • Во время потуг помогать женщине занять удобную позу (голова согнута, подбородок у груди), если это необходимо.
  • Держать ее за руку; вытирать пот, если она захочет.
  • Периодически информировать будущую маму о том, как продвигается малыш.
Во время третьего периода родов матка продолжает сокращаться, плацента отделяется от стенок матки, затем изгоняется — и роды закончились!
Что может сделать партнер?

  • Запечатлеть на фото или кинокамеру и роды, и первые минуты с новорожденным.
Приветствовать новорожденного и поздравить маму.


Психологическая работа с беременными женщинами

Психологическая работа с беременными женщинами осуществляется в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права («Всемирной Конвенцией по правам человека», «Конвенцией о правах ребенка», «Конвенцией об охране материнства»).

Она призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства, содействовать нравственному воспитанию будущих родителей, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин.

Психологическое консультирование осуществляется на основании добровольного информированного согласия и отличается разнообразием форм, выбор которых производится индивидуально и в соответствии с желанием женщины.

Беременность и роды представляют собой естественный период в жизни женщины, закономерный этап существования семьи. Изменения, протекающие в женском организме при беременности, носят комплексный, психофизиологический характер. Проявляясь сначала в виде изменения настроения, а также психического дискомфорта, вызываемого повышением чувствительности к запахам, сонливостью, утомляемостью, тошнотой и рвотой в первом триместре беременности, дальнейшем они, - согласно моделям образования невротической реакции, или невроза, могут привести и к развитию психической и соматической патологии.

Работа психолога, направленная на профилактику таких состояний, крайне важна. От того, получит ли женщина квалифицированную психологическую помощь, зачастую зависит протекание беременности, родов, послеродового периода.

Общеизвестно, насколько облегчается протекание беременности, снижается риск возникновения различных патологических состояний и увеличивается число здоровых новорожденных, если женщина спокойна, эмоционально настроена на благополучное материнство, чувствует поддержку близких людей и медицинских работников.

Цели и задачи деятельности психолога:

  • Обеспечение совместно с акушерами-гинекологами и близкими женщины (семья, включая родителей беременной), установки на благополучное течение беременности и родов, включая предоставление информации, касающейся особенностей протекания беременности.
  • Помощь в преодолении, трудностей, связанных с изменением самочувствия, тревожности, беспокойства за судьбу будущего новорожденного; способствующей формированию уверенности в своих силах, счастливому переживанию естественного и прекрасного состояния подготовки к материнству.
  • В случае возникновения личностных или семейных проблем помощь в выборе наиболее щадящего способа разрешения конфликта, посредством актуализации позитивных способностей женщины.
  • Психологическая подготовка женщины к рождению ребенка, вскармливанию, к уходу за младенцем, его воспитанию и т.п.
Приоритетными направлениями деятельности психолога является следующее:

  • Психологическое просвещение (повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка, гармонизация семейных отношений).
  • Психопрофилактика и психологическое консультирование женщин в период ожидания ребенка и его раннего детства, профилактика психологических нарушений и девиантного поведения.
  • Осуществление эмоциональной поддержки беременных женщин, формирование у них готовности к материнству.
  • Оказание психологической помощи по проблемам здоровья в форме индивидуальных консультаций, групповой работы и индивидуальных психотерапевтических встреч.
  • Диагностическая работа (изучение эмоционального состояния).
Психолог РПЦ осуществляет не только работу в амбулаторном звене, но и в условиях акушерского стационара:

Групповые беседы по запросам в палатах.

Осуществляется обход палат, при котором выявляются индивидуальные запросы женщин, в рамках которых проводится психологическое консультирование.

Тематические беседы раскрывают суть пренатальной психологии плода, роль стрессового фактора в период беременности, психологические особенности протекания родов, периода материнства.

Темы бесед в палате дородового отделения пользующиеся наибольшей популярностью у женщин (по степени интереса):

  • Психология родов.
  • Психологические установки успешного течения родов.
  • Способы взаимодействия с болью и страхом.
  • Переживание выбора между видами родоразрешения (естественные роды и кесарево сечение) и видами анестезии.
  • Способы взаимодействия с ребенком во время беременности и родов.
  • Особенности переживания предстоящего кесарева сечения и особенности детей, рожденных этим путем.
  • Техники дыхания в родах.
  • Особенности взаимодействия со старшим ребенком при появлении младшего.
  • Профилактика послеродовой депрессии.
  • Взаимодействие с мужем во время беременности и при уходе за ребенком.
  • Психология послеродового периода.
Занятия в послеродовом отделении:

  • Психологические особенности и потребности новорожденного и способы взаимодействия с ним.
  • Послеродовые состояния.
  • Изменения в системе семейных взаимоотношений, роль отца.
Индивидуальная работа

Женщины из амбулаторного звена могут записаться на консультацию через самозапись либо через регистратуру по телефону.
Поводом обращения к психологу служит как направление лечащего врача, так и, в подавляющем большинстве случаев, запрос самой женщины, сформулированный ею самостоятельно при регулярном обходе психологом палат с информацией о возможности получения психологической помощи. Кроме того, запрос на индивидуальную консультацию часто выявляется и формулируется женщинами во время групповых занятий.

Приоритетной задачей каждой психологической консультации является оказание эмоциональной поддержки женщине, т.к. основным поводом обращения - эмоциональная нестабильность.

Психологическая работа проводится в жанре психологического консультирования, базирующегося на экзистенциально-гуманистическом подходе. Как правило, в подавляющем большинстве случаев, предоставление женщине возможности эмоционального выплеска приводит к субъективному ощущению некоторого облегчения. Использование эмпатии, анализ переживаний женщины, разделение ее чувств, предоставление возможности выговориться, быть услышанной, разъяснение и информирование приводит к снижению остроты переживаний. На следующем этапе работы проводится поиск внутренних опор, раскрытие и актуализация ее собственных ресурсов, формирование доверия к себе самой, к своим возможностям справиться с той или иной ситуацией.

В большинстве случаев выявляется необходимость долговременной психотерапевтической работы, и происходит формирование мотивации на обращение за психологической помощью в дальнейшем.


Режим работы "Кризисный центр", психолог: 09.00-16.00



Боковой баннер
К началу страницы